Вступление

Осьми Вершковая железная дорога

(ОВЖД)
Колея 8 вершков (356 мм).
Расположена в Ленинградской области, Гатчинский район, поселок Учхоз, садоводство Пламя.

 

История  дачной Осьми Вершковой железной дороги началась случайно — не там разгрузили порядка 20-ти кубов песка. Встал вопрос — чем эту кучу переместить из точки А в точку Б. Перебирая различные варианты наткнулся на военно-полевые железные дороги Российской империи. Приглянулось удобство быстро возводимой магистрали, для которой не требуется особая подготовка, но при этом в разы, по сравнению с шинным и гусеничным транспортом, увеличивается грузоподъемность.

Дальнейшее исследование темы привело к немецким фельдбанам и французской декавильке, а так же к парковым железным дорогам колеи от 180 мм. Просчитав целесообразность изготовления данного вида транспорта приступил к его строительству и не прогадал.

Меня часто спрашивают — а почему восемь вершков? Объяснение простое: дело в том, что на даче чаще всего приходится грузиться и разгружаться в концах пути.  Плюс к этому расстояние перегонов не такое уж и большое. Следовательно, локомотив на бензо-, электро- или какой другой тяге в принципе и не нужен — можно вагонетку и руками оттолкать, да и удобнее это в большинстве случаев. А если толкать руками, то идти надо в колее. Минимальное удобное расстояние между рельсами для ходьбы в рабочих сапогах составило где-то от 340  мм.

Можно было бы округлить до 350 мм, но я посчитал это банальным. Хотелось чего то своего, как любят сейчас говорить «лампового». А помятуя, что колея наших железных дорог во всем мире зовется  «русской», решил и для себя подобрать что-то родное. Полез в старые меры длин и методом подбора нашел расстояние в восемь вершков или 356 мм)))

— — —

С самого начала приоритетной концепцией развития стал принцип — дорога это инструмент для перевозки грузов.  Возить  по дачному участку строительные материалы, песок, щебень, землю, навоз, воду, дрова, посевной материал, урожай, строительный и садовый инструмент — это её главная задача. Достаточно быстро эта концепция переросла в ежедневную перевозку грузов. Что касается покатушек, то пока работаешь успеваешь накататься вдоволь.

Первым крещением дороги была перевозка около 5 кубометров сырых дров. Использовался кузов «Тележка». Путь был сделан из деревянных брусков (лежнёвый). Применение железной дороги позволило справиться с задачей за три часа. При этом все дрова были аккуратно уложены.

Официальное открытие дороги было приурочено к перевозке песка в количестве 11 кубометров, используя кузов «Самосвал». Объем кузова 0.25 кубометра.

Далее, в процессе эксплуатации, были перевозки щебня, воды (в канистрах и бочкой), песка и земли, пиломатериалов длиной до 6 метров, бетонных фундаментных блоков, строительных и садовых инструментов, элементов строения пути, урожая картофеля и прочая.

Схема путевого развития ОВЖД.

На первых шагах дорога предполагалась, как временная летняя трасса обеспечивающая подвоз строительных материалов от точки их разгрузки до места строительства. Но уже после первой эксплуатации было принято решение о прокладке всесезонного магистрального пути по периметру дачного участка с примыканием к нему временных веток для обеспечения подвоза материалов к местам работ.

В связи с корректировкой планов строительства объектов на участке схема путевого развития претерпела несколько редакций. Они коснулись как протяженности пути, так и месторасположения дороги в целом. На конец 2017 года проектная схема путевого развития остановилась на представленной ниже (пунктиром показаны строящиеся или проектируемые участки).

На весну 2020 года построен первый этап, второй достраивается, ведутся работы над третим и пятым участками.

В связи с тем, что кроме дороги на участке идёт и его освоение со строительством хозяйственных построек, работы по путевому развитию продвигаются по мере освоения территории и необходимости подвоза материалов к местам работ.

 

Основные объекты дороги.

1. Станция «Грузовой двор»

Состояние — полностью введена в эксплуатацию.

Назначение – грузовая станция. Является перевалочным пунктом для перегрузки материалов с автомобильного на железнодорожный транспорт.

2. Станция «Водяной пост»

Состояние — полностью введена в эксплуатацию.

Назначение – грузовая станция. Служит для доставки и набора воды с водяного поста, хранения садового инструмента, различных вещей (что выкинуть жалко), дров.

3. Разъезд «Банный».

Состояние — частично готова, введена в эксплуатацию.

Первоначальное название «Дальний». Строится по просьбе детей. Назначение – пассажирская станция.

4. Депо.

Состояние — частично готова, в эксплуатацию введено часть депо.

Назначение – техническая станция. Служит для хранения и технического обслуживания подвижного состава, маневровой работе по формированию рабочих составов.

— — —

За время своего развития дачная железная дорога из чисто грузовой превратилась в один из элементов дачного ландшафтного дизайна, а её строительство стало неким хобби для всех членов семьи. В связи с этим при строительстве большое внимание стало уделяться качеству визуального восприятия дороги в целом и соответствующему антуражу, присущему дорогам широкой и узкой колеи  (но только если эти изделия несут пользу при эксплуатации на дачной жд).

Кроме того, ОВЖД несколько раз участвовала в выездных мероприятиях, одно из которых проходило под патронажем Центрального музея железнодорожного транспорта РФ. Участие в таких праздниках потребовало создания дополнительного оборудования пассажирского плана — вагона для пассажиров, пассажирской платформы и других.

На данный момент Осьми Вершковая железная дорога активно развивается, как в плане путевого развития, так и в работах по подвижному составу. О всех новостях на дороге можно прочитать в рубрике «Летопись ОВЖД» 

 

Техническая информация.

На Осьми Вершковой железной дороге применяется два вида пути — магистральный и легкий.

Магистральный путь изготовлен из профильной трубы 25х50 мм, уложенной на деревянные шпалы размером 50х100х740. Путь укладывается на песчаную подушку. Используется круглый год.

Легкий путь изготовлен из профильной трубы 25х40 мм, уложенный на деревянные шпалы размером 40х100х640. Используется для временных работ в качестве усов от магистрального пути, либо самостоятельно.

На данный момент длина прямого магистрального пути (уложенного на песчаную подушку) без учета ответвлений составляет 86.5 метров. Перепад высот составляет 880 мм.