Начало пути

«Весь начальный период истории дороги, показанный далее, был нацелен на перевозку песка, который не там разгрузили)))

Это было время, когда мы учились на своих ошибках, набирались опыта, оттачивали технологии производства комплектующих. Время, когда дачная железная  дорога искала своё место под Солнцем.»

Год 2012-й

 

Так уж бывает в дачной жизни — хотели сделать одно, а обстоятельства изменились и сделалось другое. Так и у нас получилось — покупали песок для строительства дома, а потом всё переигралось, строительство дома отодвинулось, а строительство хозяйственного объекта вышло на первый план. И потребовалось песок этот перевезти из точки А в точку Б.

Бегать с гружёной тачкой метров 50-т туда и с порожней столько же обратно не хотелось, нанимать кого-то тоже, да и работы по перевозки всего и вся в будущем было ещё много. И вот задумался я над решением этой проблемы. Крепко задумался…

И тут попались мне на глаза кадры кинохроники, рассказывающие о военно-полевых железных дорогах! Инструмент весьма удобный — прокладывается хоть по пахоте, хоть по просеке, хоть по заболоченному месту. Везти можно много, идти при этом по шпалам, четыре колеса не два, груз не опрокинется.

И вот весной и в начале лета 2012 года стал я собирать материал по этой теме — фото, видео, инструкции и чертежи. К сожалению, на постсоветском пространстве его было крайне мало, а на западных ресурсах мешал языковой барьер.

Но по крупицам был собран материал о Российских военно-полевых дорогах, немецких фельдбанах, французской Декавильке. Плюс, удалось найти видео и фотографии западных железных дорог маленького масштаба, имеющих название микроколейка.

Уже на первых шагах я понял несколько основных правил, которыми и руководствовался в дальнейшем:

— от размера колеи зависят все остальные размеры;

— делать надо под свои условия;

— дорога должна стать инструментом в дачном хозяйстве.

Со временем эти правила подтвердились полностью. Но это было уже позже, а в начале надо было выбрать колею. Как это сделал я — положил два бруска и стал внутри них прохаживаться. Почему именно так? Дело в том, что на первых порах строить что-то самодвижущееся я не планировал. Следовательно, если толкаешь вагонетку, а толкать не тянуть, то удобнее идти посередине. Если рельсы будут близко, то шаг будет, как успортсменов-ходунов. А ведь ещё и обувь может быть одета в виде сапог или валенков.

Так, проходя туда-сюда и изменяя при этом размер «колеи» я пришёл к выводу, что меньше 340 мм колею делать нельзя. Можно, конечно, было её округлить до 350-ти, но мне это показалось банальным. Хотелось чего-то своего, русского, лампового. Полез в старинные меры длины и подобрал себе размер в 8-мь вершков или 356 мм.

Так и стала дорога Осьми Вершковой)))

А уже 7 июля  были изготовлены  первые колеса и оси для будущей вагонетки. Но дальше них дело в этот год не пошло. Оказалось, что в хозяйстве отсутствовал самый необходимый в строительстве дачной железной дороги инструмент — сварочный аппарат.

Бюджет был уже свёрстан, другие работы шли своим чередом и строительство дороги отложилось. Зимний период был посвящён планированию, эскизам, закупкам инструмента и материалов.

Год 2013-й

 

В этот год мы решили перейти от слов к делу и сразу после окончания посевной приступили к изготовлению подвижного состава (ПС) и путевого хозяйства (ПХ) дачной Осьми Вершковой железной дороги.

11 июня было начато изготовление рамы для первой грузовой вагонетки. Сразу был выбран принцип — ходовая рама и к ней сменные кузова для осуществления различных работ.  Дабы была возможность её переделывать (в случае необходимости) все соединения были сделаны винтовыми.

9 июля – изготовлено первое рельсовое звено и собрана  ходовая рама вагонетки. И то и другое было собрано прямо на паркетном полу в городской квартире и там же было испытано)))

После этого вагонетка и первая рельсо-шпальная решётка  были перевезены на дачу, на старый участок. Там мы сделали ещё два метра пути и приступили к испытаниям рамы на грузоподъёмность, плавность хода и прочее.

Детям очень понравилось новое средство передвижение, но оно имело острые металлические углы, что было не безопасно для детской эксплуатации. Пришлось в спешном порядке делать кузов.

Самым оптимальным, на первое время, я посчитал сделать кузов, знакомый всем по фильму «Операция Ы»

Только перед ручкой я решил сделать глухой борт, дабы можно было в случае необходимости к нему привалить груз или, в детской эксплуатации, привалиться спиной.

За два дня — 13 – 14 июля — первый кузов «Тележка» был изготовлен.

Так как свободного места на старом участке было мало, путь с вагонеткой удалось положить на небольшой участок между бабушкиными клумбами. Вот уж детям была радость!

Но уже первая эксплуатация показала необходимость изготовления тупикового упора. Ведь в случае его отсутствия передняя колпара так и норовила слететь с пути)

Сделав его  приступили к работе над путевым хозяйством для перевозки песка. Но тут нам позвонили «поставщики» дров и обрадовали тем, что заказанные нами ещё весной дрова будут привезены буквально завтра.

Встал вопрос об их транспортировке, а у нас на тот момент имелось всего 4-е метра пути на металлических рельсах. И тут вспомнились деревянные лежнёвые дороги. Времени на изготовление необходимого нам пути было мало, но мы успели)))

Плюс, к изготовлению пути добавилась покраска кузова «Тележка». Хорошо, что погода была сухая и жаркая, краска высохла как раз к приезду дров.

И вот, 26 июляиспытание боем. 

Пробный проезд с первым грузом) Повороты были сделаны углами от 3-х до 10-ти градусов. Лежни крепились к шпалам мебельными уголками.

А это уже первая товарная вагонетка на Осьми Вершковой.

По началу дрова загружали и разгружали всей семьёй.

Но уже на второй ходке обязанности были распределены — мы с Арсением подготавливали поленницы по обе стороны пути…

… затем привозили пустую вагонетку, быстро её загружали и везли на место разгрузки. Там наши бабушки укладывали полешки в поленницу и работа повторялась.

Это испытание показало всем членам семьи, что дачная железная дорога может стать хорошим помощником в хозяйственных перевозках и вопрос о целесообразности её изготовления отпал раз и навсегда — место под Солнцем было завоёвано)))

2 августа – изготовление первой модификации кузова «Цистерна». К сожалению, этот кузов так и не дошёл до эксплуатации на железной дороге по прямому назначению, но, во-первых, помогает возить воду на новый участок автотранспортом, а, во-вторых, дал опыт, который используется сейчас для изготовления 200-т литровой лейки на железнодорожном ходу.

В дальнейшем многие изготовленные элементы ПС и ПХ модернизировались, улучшались, что-то оставалось, а что-то переделывалось или становилось частью других изделий.

25 сентября – начато изготовление кузова «Самосвал».

Просмотрев различные конструкции саморазгружающихся вагонов я остановился на той, что позволяла не только перевозить сыпучие материалы, но и другие виды грузов.

В этом варианте кузов имел две жёстких стенки и две съёмные, на петлях.

Вагон разгружается методом опрокидывания. Полезный объём — 0.25 кубометра.

После того, как кузов был сделан, встал вопрос об изготовлении кривых участков пути. Тут помогли дедовский опыт и смекалка. В результате  8 октября было изготовлена первая кривая рельсо-шпальная решётка.

Для изготовления кривых был сделан простой трубогиб и шаблоны. Об этой работе можно прочтитать в этом посте.

23 октября – испытание кривых при перевозке деревообрабатывающего станка. Особое внимание было уделено плавности вхождения в поворот и общее прохождение участка.

Затем наступило время изготовления прямых рельсо-шпальных решёток. Сначала были напилены, просверлены и приварены к рельсам крепёжные подкладки

После наступил черёд заготовки шпал.

И вот наступил долгожданный день, ради которого было потрачено столько сил и который, в принципе, и решал всю дальнейшую судьбу проекта.

Перевозим с участка на участок рельсо-шпальные звенья. Арсению только исполнилось 7 лет и он пошёл в школу.

Также на машине, а точнее внутри неё, приехала вагонетка

Путь был проложен от места хранения песка, прямо сквозь просеку, затем имел поворот, пересекал картофельное поле и подходил к котловану.

И вот первая поездка, пока ещё пустой,вагонетки.

Путь уложен, разгрузочная эстакада сделана, и вот она, первая разгрузка!

По мере засыпки импровизированная эстакада удлинялась

Привезённый песок разравнивали и продлевали путь дальше.

Не всё прошло гладко, но полученный опыт был впоследствии проанализирован и в будущем при эксплуатации учтён.

Но главное, что победа была за нами)))

После этого путь был разобран и увезён на место его хранения до следующего года.

С этого момента дорога живет годовыми сезонами. Поэтому летосчисление на ней идёт, можно сказать, с начала зимы и до следующей осени.