Работа над колпарами для Пчёлки стала, не побоюсь так сказать, краеугольным камнем в изготовлении данной подвижной единицы.

А связано это с тем, что в проекте были предусмотрены колёса с диаметром по катанию 200 мм. К сожалению, токарный станочный парк современных предприятий, мягко говоря, поредел и найти токаря с большим станком оказалось проблемой.

Плюс, за время поиска стал понятен главный критерий железнодорожного колеса — радиусы на поверхности катания. И они не абы какие, а чётко соответствующие верхнему строению пути, дабы в кривой машинист наслаждался движением, а не скрипом, закусом и прочими прелестями.

Кстати, для движения прямо всех этих хитростей не надо — там и так всё прекрасно едет. Поэтому производственные колёса для промышленных тележек и кошек тали делаются ущербными и крайне мной не рекомендуются к эксплуатации на дачжелдоре. Впрочем самопал из тормозных дисков непонятных цилиндров и прочего я тоже не приемлю. Был опыт и, как говориться, попробовано и забыто.

А пока шёл поиск токаря, я стал приходить к мысли, что просто точить из куска железа я не хочу — уж больно много стружки улетает мимо) Плюс к этому метал, идущий на колеса, как правило пластилин третьей консистенции, следовательно, после какого-то времени придётся убирать накат. А он, ребята, неизбежен и уже виден на колёсах, применяемых мной на другом подвижном составе.

Короче говоря, вспомнился опыт шахтных вагонеток, с их чугунными колёсами. А какое-то время даже на Стефеновской колее бегали поезда на чугунине. Да-да, это было в Америке)))

Думаю, а чтоб не попробовать? Ведь путь первопроходца тем и интересен, что ты пробуешь новое, ищешь, анализируешь и прочее.

Долго ли, коротко ли, но нашёл я одно предприятие, в котором мне согласились не только отлить сами колёса, но и проточить необходимые поверхности. Но… нужна была форма для отливки. Можно было бы её заказать, да лишних 20 килорублей в кармане не нашлось. Поэтому, пришлось осваивать профессию модельщика)

Для работ был изготовлен импровизированный токарный станок по дереву

Форма клеилась из фанеры

Далее точилась стамеской, а затем шлифовалась наждачной бумагой.

В результате вышла такая вот заготовка

К сожалению, выточить совсем без изъянов не получилось и в дело вступила шпатлёвка

Тут пришлось малость повозиться, так как хотелось сделать хорошо, но хорошо это долго и нудно.

В конечном счёте получилась вполне себе неплохая заготовка, которую я облил краской из баллончика.

И тут…

Ну это я теперь знаю, что краска из баллончика может не высохнуть и за месяц))) А тогда я этого не знал, покрасил, уехал домой, приехал через пару дней (а было это летом, так, между прочим), радостно схватил, как я думал, уже высохшее изделие и… пошёл за растворителем, оттирать, сначала, руки, а, затем, форму. Краска не высохла!

Оттерев краску я стёр и шпатлёвку…

Тут случился очередной аврал и форма улетела в дальний угол.

Второй мой подход оказался более удачным — краску на высыхание я проверил сразу)))

Далее случился Короновирус и отливка с токаркой затянулись на два месяца, заместо максимум двух недель))) Но всё же колёса отлились и обточились.

Правда, не обошлось без неприятных сюрпризов — качество литья оказалось… ну на скорость и что-то ещё не повлияет, но визуально, особенно до покраски, смотрелось не айс, честно говоря.

Слева колесо до моей обработки, справа моя постобработка.

На одном колесе в зоне реборды брак литья

На другом точка-брачок на поверхности катания. Правда, точка миллиметра полтора и ни на что не влияет, но осадочек, как говориться, остался.

Опять зона реборды…

… сторона, которая ни на что не влияет (честно говоря, я думал, что эту сторону они вообще проходить не будут)

Опять реборда и тут уже пришлось поработать болгаркой

Вывод — токарка на высоте (всё как надо), а вот литьё на троечку. Хотя, для первого блина весьма не плохой результат)))

А дальше зачистка и грунтовка

Затем покраска с выпендрёном)))

И сборка в единую колпару

Так как ось из стали, а колесо из чугуна — сварка, как элемент соединения, отпадает. Да и не очень она тут удобна — нужно ставить шестерни под цепь, может гчто-то придётся переделывать с ними и колпару надо разбирать.

Поэтому сборка произведена на спец гайки.

Резьба там мелкая (по шагу), размер М20. Но встал вопрос — под какой ключ делать? Сначала думал использовать шведки, но они царапают поверхность гайки. Потом думал выточить под какой-нибудь 41-й ключ. Но где взять сразу два таких ключа, если максимально применяемый в хозяйстве 24-й? Поэтому остановился на ключе от болгарки — и делать легко, и ключей в хозяйстве много.

А вот уже собранная колпара дома

И началась сборка рамы и колпар воедино.

Тут как раз пригодились лёгкие рельсо-шпальные решётки. Правда, двух нам будет явно маловато, надо ещё две таких изготовить и будем по квартире на дрезине разъезжать)))

Но они и после не провадут — порой возникают ситуации по перевозке ПС в машине, отстоя в лёгкой доступности на даче, соединения магистрали и временного независимого уса.

Далее устанавливаем цепь и смотрим её провис

Многовато…

Ну что-ж, на первое время устанавливаем паразитку

Устанавливаем на специальную рамку, на которую монтируется и тормозная система.

Вот теперь провис нормальный

В дальнейшем посмотрю на этот узел при эксплуатации, возможно, что он будет переделан. Во всяком случае есть мыслишки уже)

Ну а пока дрезина ручной откаткой за маховик проехала свои первые метры)))

3 Ответа к “Пчёлка 06. Колёса и колпары.

    1. Колёса за штуку 3 800, ось в пределах 750-ти, гайки не знаю, шли в комплекте большого заказа, подшипниковые узлы сейчас рублей по 350-т стоят. Итого около 10 т. р. колпара

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *